плашкоутный мост

Плашкоутный мост — «прародитель» Канавинского моста.

Интересное о городе

Несколько столетий назад, чтобы добраться из верхней части в нижнюю, Нижегородцы переплывали Оку на лодках, баржах или самодельных плотах. А зимой этот путь преодолевали пешком по льду.

Первую переправу через реку — плашкоутный мост с деревянным настилом возвели в 1817 году. Его по праву можно назвать прародителем Канавинского моста.

«Не было бы счастья, да несчастье помогло».

Именно так можно выразиться о случае, из-за которого у жителей города появилась переправа через Оку. В 1816 году из-за сильного пожара закрылась знаменитая Макарьевская ярмарка. В конце концов, ее решили не восстанавливать, а перенести в Нижний Новгород.

Плашкоутный мост - "прародитель" Канавинского моста.

Возведение «всероссийского торжища» поручили испанскому архитектору — Августину Бетанкуру. Первое, с чего он начал — строительство наплавного моста через Оку.

В то время население Нижнего Новгорода насчитывало около 18 000 человек. А приезжих на новую Нижегородскую ярмарку ожидалось около 150 000 человек. Несомненно, что паромы и лодки не справились бы с переправой такого потока людей.

Самый большой наплавной мост в России.

Таким образом, 22 июля 1817 года состоялось открытие понтонного моста через Оку. Его конструкция представляла собой следующее: 17 деревянных плоскодонных барж-плашкоутов, стоявших на якорях, соединенные между собой так, что между ними были 10-ти метровые пролеты для прохода небольших суден и лодок. Поверх этих плашкоутов укрепили деревянный настил. Его длина составляла 500 метров, при ширине проезжей части 17 метров и ширине тротуаров — 2 метра. В то время он считался самым большим наплавным мостом в России.

Плашкоутный мост - "прародитель" Канавинского моста.

Безусловно, что мост можно было использовать только после завершения весеннего разлива Оки и до зимнего замерзания. Перед зимним сезоном мост разбирали и частями перевозили в затон Василевой слободы (сейчас — г. Чкаловск), что на 70 км выше Нижнего по Волге.

Мост обслуживала команда из 40 человек.

При появлении крупных пассажирских теплоходов в ночное время приходилось разводить плашкоутный мост. На это уходило до 45 минут при благоприятных погодных условиях. А на то, чтобы собрать мост обратно, уходило от одного часа до полутора часов. Таким образом, на пропуск судов в ночное время оставалось всего чуть более двух часов, поскольку в 6 часов утра мост должен был открыт для движения. Для обслуживания моста собрали специальную команда из 40 человек. Среди них также были пожарные, которые следили за тем, чтобы на мосту никто не курил.

Плашкоутный мост - "прародитель" Канавинского моста.

В конце XIX века по мосту пустили первый в России трамвай. Далее по нему стали ездить автомобили. Затем проход и проезд по мосту стал платным. По две копейки с пешехода, 25 копеек — с порожней одноконной повозки, по одной копейке — с каждого пуда груза.

Плашкоутный мост - "прародитель" Канавинского моста.

В итоге, плашкоутный мост служил переправой Нижегородцам на протяжении 116 лет. 1 мая 1933 года рядом со старым деревянным мостом открыли первый в городе металлический мост через Оку.

Плашкоутный мост - "прародитель" Канавинского моста.

В то время его назвали в честь председателя Горьковского крайисполкома Николая Пахомова. В 1938 году, когда Пахомова расстреляли как «врага народа», мост назвали «Окским». А после возведения Молитовского моста, первый в Нижнем Новгороде металлический мост стали называть Канавинским.

Плашкоутный мост - "прародитель" Канавинского моста.
Инстаграм Нижний Новгород

Добавить комментарий