Вклад Горьковских работников тыла в Великую Победу

Вклад Горьковских работников тыла в Великую Победу.

Интересное о городе

Нижнему Новгороду не было присвоено ни звание города-героя, ни звание города воинской славы. Однако, жители г. Горького внесли немалый вклад для победы в Великой Отечественной Войне. На фронт ушли и сражались более 800 тысяч горьковчан. В результате, почти половина героев не вернулись домой… Вклад Горьковских работников тыла в Великую Победу остается очень значимым для каждого из нас. В этой статье вы узнаете об огромной трудоспособности, которая принесла мир в нашу жизнь.

Вклад Автозаводцев.

Несомненно, одним из важных предприятий в годы ВОВ стал Горьковский Автомобильный завод.  Первый серийный автомобиль завода — ГАЗ-АА — является копией американского грузовика марки Форд, модели АА. Машина получила прозвище «Полуторка», из-за технических характеристик. Ее грузоподъемность составляла 1,5 тонны. Данный автомобиль помог многим военным подразделениям в ужасные годы войны.

Вклад Горьковских работников тыла в Великую Победу.
г. Горький. ГАЗ. Первый автомобиль ГАЗ АА.

С начала войны ГАЗе выпустил 71 398 «полуторок»  или  34,8% от всех моделей автомобилей, поставляемых на фронт. Именно ГАЗ-АА стал символом Дороги Жизни блокадного Ленинграда.

Тем временем, превосходство танковой дивизии гитлеровской армии позволило с невероятно быстрой скоростью продвигаться вглубь России. В итоге, важной задачей ГАЗа стало производство танков Т-60. 20 июля 1941 года вышло постановление Госкомитета обороны СССР о налаживании производства легковых танков Т-60 на Горьковском автомобильном заводе. А уже 6 сентября, впервые в истории отечественного танкостроения, начала осуществляться конвейерная сборка танков. Шла серьезная битва за Москву, в которой решалась судьба страны.  21 октября 1941 года завод получил телеграмму от Иосифа Сталина с просьбой увеличить выпуск Т-60 до 10 штук в сутки.

21 ноября, после нанесения немецкой авиацией первого удара предприятию, директор ГАЗа Лоскутов И.К. доложил Сталину, что теперь в сутки выпускается 20 танков! Если в октябре их сошло с конвейеров 215, то в декабре для обороны страны работники автозавода выпустили 625 боевых машин. Во многом, благодаря трудовому подвигу автозаводцев, удалось отстоять столицу. В результате, танки Т-60 стали символом победы над Москвой и приняли участие в параде на Красной площади 7 ноября.

Более того, в военные годы завод выпустил более 9 тысяч самоходных установок, 24 тысячи минометов, 30 тысяч снарядов для ракетной установки «Катюша» и более 230 тысяч автомобильных моторов.

Несомненно, труд работников ГАЗа вознаградили. Весной 1945 года автозаводцы получили благодарственное письмо от маршала Жукова. 16 сентября весь коллектив ГАЗа получил орден Отечественной войны I степени.

Вклад Сормовичей.

1 июля 1941 года вышло первое постановление ГКО о немедленной организации производства боеприпасов  и танков Т-34, в том числе и на заводе «Красное Сормово». Работники предприятия совершили невозможное: за полтора месяца полностью изменили производство, а через три месяца на фронт отправлены первые танки. Более того, на заводе почти не осталось опытных мастеров — мужчины ушли на фронт. В результате, к станку встали подростки и женщины, также на завод вернулись заслуженные ветераны.

За 4 военных года на «Красном Сормово» выпустили более 13 тысяч танков. Это практически столько же, сколько всего танков произвела Германия за годы войны. То есть, каждый третий танк Т-34 на фронте собрали на «Красном Сормово». К тому же, сормовичи выпустили около 3 миллионов снарядов для ствольной артиллерии и для «катюш».

Вклад Горьковских работников тыла в Великую Победу.
Сбор танка Т-34 на заводе «Красное Сормово».

В итоге, за героический труд работники «Красного Сормова» награждены орденом Ленина в 1943 году и орденом Великой Отечественной войны в 1945 году.

Вклад военной авиации.

Внушительный вклад в победу советских летчиков за мирное небо внес горьковский авиастроительный завод им. Орджоникидзе (ныне завод «Сокол»). В 1940 году, под руководством Лавочкина С.А. запустили в производство и усовершенствовали ЛаГГ-3, созданы истребители Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7.

Чтобы максимально обеспечить нужды военной авиации, завод работал круглосуточно. Смены длились по 12-14 часов, а кто-то не покидал рабочее место целыми сутками. В годы ВОВ было собрали и отправили на фронт 17 691 самолет. Это означает, что каждый четвертый истребитель на войне изготовили горьковчанане.

Добавить комментарий