Как возник Автозаводский район Нижнего Новгорода?

Как возник Автозаводский район Нижнего Новгорода?

Интересное о городе

Свое начало Автозаводский район зарождает в 1931 году. В то время проживающих людей насчитывалось 30 тыс.человек. Изначально этот район состоял из рабочего города автозавода. К нему также относились поселки: Американский, Восточный, Северный, Западный, селения Карповка, Малышево и Монастырка.

К 1933 году  площадь района составляла 27,7 кв.м. Уже в 1934 году, территория увеличивается. Потому как, в состав г. Горького включены селения Стригино, Нагулино, Гнилицы и Новое Доскино.

Поселок Американский.

Такое название поселок получил потому, что его возвели для иностранных инженеров, работающих на ГАЗе. Он представлял собой элитный жилой комплекс. Коттеджи поселка строились из американских стройматериалов. В итоге, появились дома с просторными комнатами и высокими потолками. В них даже были аппараты для нагрева воды. 1600 человек насчитывалось в поселке в 1935 году.

Как возник Автозаводский район Нижнего Новгорода?

В дальнейшем, многие иностранцы остались в СССР. Однако, в 1937-1938 большинство стали обвинять в шпионаже и они попали под сталинские репрессии.

Гнилицы.

Еще при Петре I в XVII веке, этот поселок выбрали для строительства морского флота. Место считалось довольно удобным для этой нужды. Поскольку, весной во время паводка корабли легко спускали на воду, а вокруг рос сосновый лес. Население поселка Гнилицы и Гавриловка трудилось под руководством городецких мастеров. В то время как времена Петра I закончились, жители начали промышлять плотничеством. В 1930-х годах в деревне Монастырка, которая примыкала к поселку Гнилицы, начали строить знаменитый автозавод.

Социалистический город.

В начале 30-х годов застраивается крупный жилой участок — Соцгород автозавода. Как мы знаем, название микрорайона сохранилось по наши дни. Концепция района — воплощение идеальных коллективистских форм жизни людей. Безусловно, в названии можно прочувствовать дух эпохи и силу людей-первостроителей.

Как возник Автозаводский район Нижнего Новгорода?
Окончательный план застройки Соцгорода, 1932г. по проекту Стандартгорпроекта.

Планировалось, что проект города-коммуны должен был решать важные проблемы в жизни людей. Например, установлена задача по раскрепощению женщин от домашнего хозяйства и привлечения ее к производству.

Как возник Автозаводский район Нижнего Новгорода?
Строятся первые каменные дома Соцгорода. 1930г.

Горьковский Автомобильный Завод и судьба района в годы ВОВ.

В 1932 году начинает свою работу «Горьковский Автомобильный завод». В результате, ставший неотъемлемым символом района. Через 28 дней после открытия завода выпущен первый грузовой автомобиль ГАЗ-АА.

Как возник Автозаводский район Нижнего Новгорода?

В те годы у людей была острая потребность в жилье. Таким образом, вместе с капитальным жильем пришлось строить множество временных домов барачного типа.

Как возник Автозаводский район Нижнего Новгорода?
Восточный поселок. Бараки. 1936г.

Одновременно с бараками строились здания, которые даже в наши дни удивляют своей необычной архитектурой. Например, Радиусный дом, построенный в середине 1930-х годов.

Как возник Автозаводский район Нижнего Новгорода?
Закончено строительство Радиусного дома.сер.1930-х гг.

Военные годы принесли много тяжелых испытаний заводу. Он часто подвергался бомбежке. В то же время, на заводе выпускали оружие для фронта и военную технику.

Как возник Автозаводский район Нижнего Новгорода?
В танковом цехе Горьковского автозавода. Производство танков Т-70. Сентябрь 1943г.

Интересный факт. В военные годы (1941-1945), из фанеры и стекла построили огромный муляж завода ГАЗ. Он находился в поле рядом с деревней Мордвинцево. В нем все время горел свет. По этой причине немецкие бомбардировщики бомбили не настоящий завод, а муляж. Сейчас в том месте находится с.Федяково.

Как возник Автозаводский район Нижнего Новгорода?
Сборка мин на автозаводе. 1942г.

По причине налетов вражеской авиации повреждены и разрушены более 50 зданий и построек.

Автозаводский район в военные годы перенес сильный ущерб. Война временно остановила застройку района. Тем не менее, после войны люди потратили много средств и сил на устранение разрушений.

Дальнейшая судьба района.

В конце 50-х годов почти полностью перестают строить малоэтажные дома. В основном, начинают застраивать район 4-5 этажными домами.

Между тем, с каждым годом район все больше благоустраивался. Строились новые жилые кварталы, прокладывались  автомагистрали. Налаживалась работа городского транспорта — добавлялись новые маршруты. Велись работы по освещению и озеленению района. Композиционным центром района является площадь перед заводом ГАЗ. Сейчас эта площадь носит имя директора Ивана Ивановича Киселева. Он стал директором завода в 1958 году и руководил им 25 лет. Благодаря ему, ГАЗ преобразовался в крупнейшее автомобильное предприятие.

В наши дни Автозаводский район комфортен для проживания, он активно развивается для улучшения качества жизни его жителей.